Главная \ Пресса \ Диалог Мейланда и Трошкова

Диалог Мейланда и Трошкова

  1. Когда определился интерес к изобразительному искусству? Кто повлиял на его становление?

В детстве все рисуют, я, видимо, просто задержался в развитии. Близкие не мешали.  Кто повлиял?  Все понемногу… Изостудия  в Армавире (Недосеко Альберт Степанович), хорошо вспоминаются походы на этюды, писали акварелью, опуская кисточки прямо в Кубань.

Училище в Краснодаре, семейство Богоявленских, Михаил Петрович до революции учился архитектуре в Берлине, имел очень неплохую коллекцию и прекрасную библиотеку, предмет зависти и паломничества. Баяндин, учивший композиции…Все близкие, каждый по своему.  И книги.  Тогда ещё все читали…

Каждый день обходили книжные магазины, боясь пропустить что-то новое.                

  1. Что в прошлом культуры и, в частности, в изобразительном искусстве по настоящему родственно, что чуждо?

В разное время попадал под обаяние различных течений в искусстве, что-то из того, что нравилось в молодости нравится и теперь, что-то нет, но желания подражать не было, как не было и желания надругаться над тем, что не нравится, что сейчас не модно, как теперь принято у многих поставангардистов. Отвратительное время ужимок, комиксов, римейков, дайджестов и прочего,

Подростковое время новой культуры.

  1. Что является исходной питательной средой для твоего творчества? В чем причины деформации и развеществления природных форм?

Питательной средой? Да, пожалуй, всё, «Когда б вы знали из какого сора…»

Радужные разводы бензина в луже, холодная геометрия множественных отражений в стекле, молоко, клубящееся в стакане с чаем, смятые обрывки бумаги, всё может быть пинком для работы фантазии и стать изюминкой  какого-нибудь нового пластического решения.  Изображая предметы, конструкции, структуры, мне хочется застать их в момент движения, трансформаций, изменения формы.  Мне интереснее изобразить не фигуру, а позу, не руку, а жест.

  1. День сегодняшний. Что интересует в отечественном и зарубежном искусстве? Есть ли в том и другом родственные души?

Пристрастия со временем меняются. Интересными были всегда и теперь кажутся художники, обладающие индивидуальным стилем, говорящие собственным языком, или, обладающие хотя бы своим ярким акцентом. Вот, например, сегодня Фернандо Ботеро или Целков, мне кажутся интереснее классического и холодного Энгра. 

Любопытна и притягивает метафизическая способность некоторых художников наделять предметы несвойственными им чертами, например стаи пузырьков в офортах Моранди, сбившись в толпу, воспринимаются каким-то социумом, обладающим коллективным разумом.

Или вот пример; пейзажи полузабытого теперь Нисского, они обладают свойствами героических театральных декораций,  глядя на них, поневоле расправляешь  грудь и ищешь в памяти какие-то возвышенные тексты.

Вот такое активное приглашение к сотворчеству, к сопереживанию мне интересно.

  1. Коммерциализация современного искусства. Отечественный и зарубежный личный опыт. Положительные и отрицательные явления.

Коммерциализация… Мы ведь выросли в другом мире, о том, что он плох, узнали гораздо позже, но мы развивались, впитывая всё хорошее или плохое в меру своих этических принципов. Но тогда отношение к культуре и искусству было другим. Твердое убеждение, что «Поэт в России больше, чем поэт…» мирило со многими недостатками системы. Теперь же, то, что мы делаем, на что мы когда то молились, стало коммерческим продуктом, цена которого  зависит не от его качества, а от вложений в рекламу.  Это унизительно.

  1. Как складывались отношения с музеями, галереями, коллекционерами?

С музеями и коллекционерами – хорошо, с галереями – по-разному. Из Парижа, например, около трех лет не мог получить назад выставку от Ж.К Московиси, пока не вмешались друзья-американцы. Такая же история была с Аснатой Аксельрод в Америке. Насколько я знаю, приключения такого же рода были у многих художников. Но работы уходят, живут своей жизнью, порой мне неизвестной. Иногда забываешь, или  не успеваешь сфотографировать, а потом удивляешься, увидев забытую работу в какой–то давней публикации, если друзья привозят откуда – либо из Финляндии, Германии или Америки.

  1. Существуют ли прямые или опосредованные влияния коллег – художников, или всё разбивается о защитный панцирь самодостаточности и найденности своего стиля?

Прямых влияний, надеюсь, нет. Хочется успеть высказаться на своем языке. Попробуй,  заставь, скажем, Нестерову, работать в чужом стиле.

  1. Откуда такой универсализм? Графика, живопись, скульптура, декоративное искусство. Что сегодня главное? О чем мечтается?

Это зависело от внешних обстоятельств. Всегда хотелось работать в различных материалах. В молодости я занимался ксилографией, она не требует много места, когда появилась мастерская, другими видами графики – офорт, линогравюра и прочее.  Потом, графика стала цветной и легко перешла в живопись. Какие то графические сюжеты стали рельефами, а что-то совсем выползло в пространство, став объемной пластикой.

Мне всегда нравился универсализм многих средневековых художников, тогда это было частью ремесла, его необходимым условием.

 

Журнал “СОБРАНИЕ НОМЕР ОДИН”

Март 2009 г.